Уже который месяц подряд Европу лихорадит. Лидеры Европейского Союза пытаются решить проблему греческого (и не только греческого) долга, не допустив одновременно банкротства региональных банков, некогда вложивших в приобретение государственных облигаций периферийных европейских стран сотни миллиардов евро. Предлагаемые политиками рецепты (частично списание долгов и жесткая экономия на государственном уровне) в целом позволяют финансистам выйти из ситуации с минимальными (но все равно очень значительными) потерями, однако реальному сектору экономики придется плохо.
Списание части греческого долга и возможные аналогичные решения по ценным бумагам других проблемных стран потребуют от европейских банков привлечения дополнительного капитала, причем, в сжатые сроки. Это требуется для выполнения международных нормативов, устанавливающих определенное минимальное соотношение между собственным капиталом банка (т.е. его уставным фондом) и его активами (т.е. чужими деньгами, которыми он оперирует). Быстро привлечь новый капитал банкам будет сложно, поэтому аналитики опасаются, что они подойдут к решению проблемы с другой стороны, т.е. станут уменьшать активы. Самый простой способ сделать это заключается в ограничении объемов кредитования. Многие европейские компании уже сейчас жалуются на проблемы с привлечением финансирования, но в скором будущем положение с заимствованиями может стать еще хуже. По оценкам некоторых экспертов, в ближайшие 3-5 лет европейские банки могут сократить объем кредитования реального сектора экономики ЕС на 2-5 трлн. Евро. Это само по себе может вызвать серьезный спад.
Но кроме этого, есть еще проблемы, вызываемые урезанием бюджетов европейских государств. Чтобы выполнить требования кредиторов, странам-должникам придется увольнять госслужащих, секвестировать инвестиционные программы, поднимать налоги. Из-за этого ухудшатся условия для бизнеса, возрастет безработица, усилится спад на потребительском рынке.
А если европейцы станут меньше тратить на потребление, сократится спрос на китайские товары. В свою очередь, китайские компании сами будут уменьшать объем закупок сырья, комплектующих, а заодно – и промышленного оборудования, значительную часть которого поставляют в Китай как раз европейские компании. Так круг замыкается.
Как представляется, европейская металлургическая отрасль станет одной из главных «жертв» кризиса вследствие упадка в таких металлоемких отраслях как строительство, автомобиле- и машиностроение, производство бытовой техники. Европейская сталелитейная ассоциация Eurofer в конце октября опубликовала прогноз, согласно которому спрос на сталь в ЕС в 2012 году увеличится на 2%, причем, рост потребления произойдет во всех основных металлопотребляющих отраслях. Даже в строительстве после прохождения крайней точки спада в первом квартале 2012 года возобновится рост – главным образом, за счет Германии, Швеции, Польши и других стран Восточной Европы.
Как считают эксперты Eurofer, во втором полугодии 2012 года ситуация на региональном рынке стали решительно изменится к лучшему вследствие восстановления в промышленном секторе. В то же время, специалисты рейтингового агентства Moody’s придерживаются менее оптимистичных взглядов, предсказывая для Евросоюза 4%-ное сокращение спроса на стальную продукцию в будущем году.
Сами металлурги, похоже, разделяют точку зрения пессимистов. По некоторым оценкам, в течение двух последних месяцев в странах ЕС остановлены мощности по выплавке более 25 млн. т стали в год (около половины из них приходится на Arcelor Mittal). Как отмечают наблюдатели, все участники производственно-сбытовой цепочки стремятся поддерживать складские запасы на минимальном уровне. Спрос, в принципе, есть, но только на мелкие партии продукции с самыми короткими сроками поставки.
В конце октября европейские производители стали были вынуждены пойти на уступки и сбавить котировки. На относительно стабильном уровне находится длинномерный прокат, объем предложения которого ограниченный из-за сокращения выпуска в последние два-три месяца. Однако в ноябре металлургам пришлось снова опустить внутренние котировки до около 500 евро за т EXW, а при экспорте в страны Северной Африки цены не превышают 475-490 евро за т FOB.
Цены на горячекатаные рулоны варьируют от 470 до 490 евро за т EXW по всему региону. По словам трейдеров, никто не соглашается приобретать эту продукцию дороже 500 евро за т с доставкой. Сильно подешевела и оцинкованная сталь: базовые цены снизились до 540-560 евро за т EXW ‒ меньше, чем у холодного проката.
По оценкам производителей, в ближайшие месяцы конъюнктура на европейском рынке вряд ли изменится к лучшему. Скорее наоборот: в первом квартале 2012 года ожидается уменьшение котировок еще на 20-40 евро за т. Причем, потребители, скорее всего, будут настаивать на еще более значительных уступках.
|