ОАО «ГМК «Норильский никель» (далее – ГМК «Норильский никель», «Компания» или «Группа»), крупнейший мировой производитель никеля и палладия, объявляет аудированные финансовые результаты за 2011 год, подготовленные в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
ВЫРУЧКА
В 2011 году выручка от реализации увеличилась по сравнению с 2010 годом на 11 % и составила 14 122 млн. долл. США.
Выручка от реализации металлов
В 2011 году выручка от реализации металлов увеличилась по сравнению с 2010 годом на 10% и составила 13 297 млн. долл. США. Рост выручки в отчетном году связан с увеличением цен на цветные и драгоценные металлы (детальная информация в нижеприведенной таблице), производимые Группой.
Рост среднегодовых мировых цен на металлы привел к увеличению цен реализации в 2011 году и, соответственно, выручки по цветным металлам на 573 млн. долл. США (или 6%), по драгоценным металлам на 598 млн. долл. США (или 22%).
Никель
Выручка от реализации никеля в 2011 году составила 51% в структуре выручки от реализации металлов Группы, увеличившись в отчетном году на 4% – с 6 459 млн. долл. США в 2010 году до 6 715 млн. долл. США в 2011 году. Причиной увеличения выручки является рост средней цены реализации никеля на 5%, который компенсировал незначительное снижение продаж никеля в физическом выражении. Средняя цена реализации металла, произведенного российскими подразделениями Компании из собственного сырья, составила 23 060 долл. США за тонну (21 997 долл. США за тонну в 2010 году).
В 2011 году реализация готового никеля, произведенного предприятиями Компании, практически сохранилась на уровне 2010 года и составила 284 тыс. тонн (285 тыс. тонн в 2010 году). Снижение объема реализации никеля, произведенного на Таймырском и Кольском полуостровах, на 6 тыс. тонн было компенсировано увеличением реализации никеля, произведенного никелерафинировочным заводом Norilsk Nickel Harjavalta, на 5 тыс. тонн, что связано с оптимизацией марочности реализуемой продукции.
Медь
Выручка от реализации меди составила 25% в структуре выручки от реализации металлов и выросла в 2011 году на 11% до 3 258 млн. долл. США по сравнению с 2 941 млн. долл. США в 2010 году. Основная причина роста выручки - рост средней цены реализации меди на 17%, с 7 589 долл. США за тонну в 2010 году до 8 871 долл. США за тонну в 2011 году.
Физический объем реализации меди, произведенной в России, уменьшился в 2011 году на 2% (или на 9 тыс. тонн) до 358 тыс. тонн по сравнению с 367 тыс. тонн в 2010 году. Снижение объемов реализации меди в 2011 году связано с плановым сокращением объемов производства на российских предприятиях, а также незначительным ростом запасов металлопродукции. При этом снижение физических объемов реализации меди было компенсировано ростом цены реализации.
Физический объем реализации третьим лицам меди в полупродуктах, произведенной Norilsk Nickel Harjavalta в 2011 году, составил 5 тыс. тонн по сравнению с 11 тыс. тонн в 2010 году в связи с перераспределением поставок в пользу внутригрупповых. В целом, производство и реализация меди в полупродуктах, произведенной Norilsk Nickel Harjavalta, в 2011 году превысили уровень 2010 года.
Физический объем реализации меди в полупродуктах, произведенной Norilsk Nickel International (за исключением никелерафинировочного завода Norilsk Nickel Harjavalta и совместного предприятия Nkomati) в 2011 году составил 6 тыс. тонн.
Палладий
В 2011 году выручка от реализации палладия составила 15% в структуре выручки от реализации металлов Группы. Выручка Группы от реализации палладия увеличилась на 34% – с 1 479 млн. долл. США в 2010 году до 1 985 млн. долл. США в 2011 году.
В физическом выражении объем реализации палладия, произведенного Группой в России в 2011 году, составил 2 665 тысяч унций, что на 2% ниже показателей 2010 года – 2 731 тысяч унций. Снижение объемов было компенсировано ростом цены реализации палладия на 39% с 527 долл. США за унцию в 2010 году до 735 долл. США за унцию в 2011 году.
Платина
В 2011 году выручка от реализации платины составила 9% в структуре выручки от реализации металлов Группы. Рост выручки от реализации платины составил 5% – с 1 086 млн. долл. США в 2010 году до 1 145 млн. долл. США в 2011 году.
Рост выручки от реализации платины, произведенной Группой в России, связан с увеличением средней цены реализации металла на 8% – с 1 603 долл. США за унцию в 2010 году до 1 724 долл. США за унцию в 2011 году.
Золото
В 2011 году выручка от реализации золота составила 1% в структуре выручки от реализации металлов Группы. Рост выручки от реализации золота составил 20% – с 161 млн. долл. США в 2010 году до 194 млн. долл. США в 2011 году.
Выручка от прочей реализации
В 2011 году выручка от прочей реализации увеличилась на 176 млн. долл. США (или 27%) и составила 825 млн. долл. США по сравнению с 649 млн. долл. США в 2010 году.
Основными причинами увеличения выручки являются:
- абсолютное увеличение доходов от прочей реализации на 154 млн. долл. США;
- эффект пересчета в валюту представления 22 млн. долл. США.
Увеличение выручки в 2011 году произошло благодаря росту тарифов на энергоресурсы и объемов услуг, оказываемых транспортными предприятиями Группы, в основном авиакомпанией «Таймыр» (рост на 75 млн. долл. США).
СЕБЕСТОИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ
Себестоимость реализованных металлов
Себестоимость реализованных металлов в 2011 году увеличилась на 18% – с 4 223 млн. долл. США за 2010 год до 4 967 млн. долл. США в 2011 году.
Денежные операционные расходы
Денежные операционные расходы Группы возросли на 16% и составили 4 621 млн. долл. США в 2011 году по сравнению с 3 992 млн. долл. США в 2010 году.
Структура денежных операционных расходов в 2011 году изменилась по сравнению с 2010 годом. Данные изменения связаны, в основном, с увеличением расходов на приобретение металлов, ломов и снижением расходов на оплату услуг сторонних организаций.
Удельный вес денежных затрат по основным группам компаний в общей сумме денежных операционных затрат в 2011 году составил:
Основными причинами роста денежных операционных расходов до вычета выручки от реализации сопутствующих металлов в 2011 году в сумме 629 млн. долл. США являются:
•абсолютный рост денежных операционных расходов на 507 млн. долл. США (или 13%), из которых:
•307 млн. долл. США (или 8%) – увеличение расходов на приобретение металлов;
•88 млн. долл. США (или 2%) – увеличение расходов на оплату труда, обусловленное повышением ставки по страховым взносам с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году;
•112 млн. долл. США (или 3%) – другие расходы;
•эффект пересчета в валюту представления – рост на 122 млн. долл. США (или 3%).
Заработная плата
Расходы на заработную плату являются значительной частью денежных операционных расходов со стабильной долей в структуре общих операционных расходов. По итогам работы в 2011 году доля расходов на заработную плату в структуре денежных операционных расходов незначительно возросла с
28% в 2010 году до 29% в 2011 году.
В 2011 году расходы на заработную плату составили 1 464 млн. долл. США и увеличились по сравнению с 2010 годом на 244 млн. долл. США (или на 20%).
Основные причины увеличения расходов:
•абсолютное увеличение расходов на оплату труда на 203 млн. долл. США (или на 17%), из которых:
•на 115 млн. долл. США (или на 10%) – влияние повышения среднего дохода трудящихся на российских предприятиях Группы и рост численности персонала, обусловленный заменой услуг внешнего подряда на ремонтных и прочих работах производственного характера на собственные силы, а также увеличением объёмов добычи и переработки сырья;
•на 88 млн. долл. США (или на 7%) – увеличение расходов на оплату труда, связанное с повышением ставки по страховым взносам с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, и, как следствие, повышение эффективной ставки налогов с заработной платы с 17% до 23%, соответственно;
•эффект пересчета данных в валюту представления – рост на 41 млн. долл. США (или на 3%).
Расходы на приобретение металлов, лома, содержащего цветные металлы, и прочих полуфабрикатов
Расходы на приобретение металлов и ломов в 2011 году увеличились на 307 млн. долл. США (или на 35%) и составили 1 195 млн. долл. США.
Увеличение расходов связано, в основном, с ростом объёмов закупаемого сырья у внешних поставщиков для переработки на предприятиях Группы с целью более эффективного использования имеющихся плавильных и рафинировочных мощностей.
Материалы и запасные части
Расходы на материалы и запасные части в 2011 году составили 1 157 млн. долл. США и по сравнению с 2010 годом увеличились на 98 млн. долл. США (или на 9%).
Основными причинами увеличения стали:
•инфляционный рост расходов на материалы и запасные части в сумме 68 млн. долл. США (или на 6%);
•эффект пересчёта в валюту представления – рост на 36 млн. долл. США (или на 3%).
Расходы на оплату услуг сторонних организаций
В 2011 году расходы на оплату услуг сторонних организаций снизились на 52 млн. долл. США (или на 9%) и составили 558 млн. долл. США.
Изменение расходов на оплату услуг сторонних организаций было вызвано абсолютным снижением расходов на 74 млн. долл. США (или на 12%), которое было частично нивелировано эффектом пересчёта данных в валюту представления – рост на 22 млн. долл. США (или на 4%).
Расходы на оплату коммунальных услуг
В 2011 году расходы на коммунальные услуги увеличились на 54 млн. долл. США (или на 30%) и составили 236 млн. долл. США.
Основные причины роста расходов:
•абсолютное увеличение расходов на 47 млн. долл. США (или на 26%), обусловленное, в основном, ростом тарифов на энергоресурсы на российских предприятиях Группы (рост на 34 млн. долл. США) и увеличением объёмов производства в Финляндии (рост на 11 млн. долл. США);
•эффект пересчёта данных в валюту представления - рост на 7 млн. долл. США (или на 4%).
Налоги, непосредственно относящиеся на себестоимость реализованной продукции
Расходы по налогу на добычу полезных ископаемых и плате за загрязнение окружающей среды выросли на 3 млн. долл. США (на 2%) до 172 млн. долл. США. Рост расходов связан, в основном, с влиянием эффекта пересчёта данных в валюту представления.
Транспортные расходы
В 2011 году транспортные расходы уменьшились на 22 млн. долл. США (или на 13%) и составили 149 млн. долл. США.
Основными причинами изменения расходов стали:
•уменьшение транспортных расходов на 28 млн. долл. США (или на 16%) за счёт более эффективного использования собственного транспорта для перевозки продукции и ресурсов, а также за счёт снижения физических объёмов реализации никеля и меди;
•увеличение транспортных расходов на 6 млн. долл. США (или на 3%) – влияние эффекта пересчёта данных в валюту представления.
Прочие затраты
В 2011 году прочие затраты снизились на 3 млн. долл. США (или на 3%) и составили 115 млн. долл. США. Снижение прочих затрат достигнуто, в основном, за счет эффективного управления издержками на российских предприятиях Группы.
Выручка от реализации побочных продуктов
Выручка от реализации сопутствующих металлов в 2011 году по Группе составила 425 млн. долл. США и соответствует аналогичному показателю 2010 года. Структура выручки от реализации сопутствующих металлов практически не изменилась.
Износ и амортизация
В 2011 году амортизационные отчисления увеличились на 114 млн. долл. США (или на 20%) и составили 698 млн. долл. США.
Основными причинами увеличения амортизационных отчислений стали:
•рост амортизационных отчислений на 48 млн. долл. США (или на 8%) в отношении операций Группы в России и Финляндии в связи с вводом новых основных средств в эксплуатацию;
•увеличение амортизационных отчислений на 45 млн. долл. США (или на 8%) по предприятиям
Norilsk Nickel International;
•эффект пересчёта данных в валюту представления – рост на 21 млн. долл. США (или на 3%).
Увеличение запасов металлопродукции
Запасы металлопродукции в целом по Группе в 2011 году увеличились на 352 млн. долл. США.
Из общей суммы увеличения:
•326 млн. долл. США – увеличение стоимости запасов на российских предприятиях и в Финляндии;
•26 млн. долл. США – увеличение стоимости запасов по предприятиям Norilsk Nickel International, обусловленное, в основном, запуском в эксплуатацию предприятия Lake Johnston в Австралии и cозданием незавершенного производства.
Себестоимость прочей реализации
В 2011 году себестоимость прочей реализации составила 826 млн. долл. США. Рост себестоимости прочей реализации в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 166 млн. долл. США (или 25%), из которых абсолютное увеличение расходов составляет 144 млн. долл. США, а эффект пересчета в валюту представления – 22 млн. долл. США.
|