На дальневосточном рынке стали продолжается «мертвый сезон». Запасы стальной продукции у дистрибуторов и конечных потребителей достаточно велики и позволяют им проводить выжидательную политику, а металлургические компании несмотря на недостаточный спрос не снижают объемов выпуска.
Это приводит к избытку предложения, особенно, холоднокатаных рулонов, перепроизводство которых оказалось наиболее значительным из-за спада в региональном автомобилестроении. Даже в Китае объем продаж автомобилей всех типов (т.е. включая грузовики и автобусы) сократился на 10% по сравнению с предыдущим месяцем.
Впрочем, в других отраслях ситуация ненамного лучше. В кризисном состоянии находится строительная отрасль региона, которая так пока и не может возобновить рост после завершения в прошлом году действия правительственных программ стимулирования экономики путем инвестиций из госбюджетов. Наиболее суровое «похмелье» переживает Вьетнам, где учетная ставка поднялась в полтора раза за последние полгода и составляет 21% годовых, а правительство, стараясь сбалансировать бюджет, резко сократило инвестиционные программы.
Относительно благополучным можно назвать, разве что, судостроение. Китайские, корейские и японские верфи располагают обширными портфелями заказов и обеспечивают тем самым высокий уровень спроса на судостроительный лист. Стоимость этой продукции в регионе варьирует от около $840 за т CFR Корея для материала производства ведущих китайских компаний до $870-880 за т CFR у японских и корейских металлургов. При этом, коммерческий толстый лист предлагается китайскими экспортерами всего по $710-720 за т FOB.
В Корее, Японии, на Тайване все основные производители листовой стали предлагают клиентам большие скидки, в результате чего цены реальных сделок порой отличаются от высоких официальных, установленных еще в апреле-мае, на $80-130 за т. Прежде всего, это характерно для корейского рынка, где Posco и другие крупнейшие металлургические компании котируют горячекатаные рулоны для внутреннего рынка по $940-975 за т EXW, но реально продают их по $830 за т или даже менее.
Все ведущие игроки ищут рынки сбыта за рубежом, однако спрос низкий, а потребители постоянно сбивают цены, рассчитывая на продолжение спада. В результате, по данным трейдеров, за последние полтора месяца стоимость корейской и японской продукции на внешних рынках сократилась более чем на $80 за т. Во второй половине июня металлургические компании из Кореи и Тайваня предлагали горячекатаные рулоны по $720-730 за т FOB, а японцы – даже по $700 за т FOB при поставках во Вьетнам и другие страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, восточноазиатские производители проявляют все большую активность на рынках Европы и Ближнего Востока.
Вслед за своими соседями опустили цены и китайцы. Стоимость коммерческих горячекатаных рулонов китайского производства опустилась до $680-690 за т FOB, а холоднокатаных – до самого низкого за этот год уровня $740-760 за т FOB.
Впрочем, по оценкам аналитиков, основной причиной падения цен на китайскую продукцию стало не столько ужесточение конкуренции на внешних рынках, сколько спад на внутреннем. После того как лидер китайской металлургической отрасли компания Baosteel в середине июня уменьшила июльские котировки на 100-200 юаней ($15-31) за т, ее примеру последовали и многие другие производители. При этом, спрос на прокат в стране в июле-августе, как ожидается, будет на минимальном уровне вследствие отключений электроэнергии на промышленных предприятиях. В то же время, крупные меткомбинаты, многие из которых имеют собственные электростанции, пострадают от энергетитческого кризиса в меньшей степени.
Вообще, представляется, что ближайшие два месяца будут очень сложным временем для всех азиатских металлургов. По их оценкам, дистрибуторы вернутся на рынок не раньше августа, а конечные потребители начнут закупки стальной продукции только в сентябре. И хотя на четвертый квартал прогнозируется резкое увеличение спроса (особенно, в Корее и Японии), до осени производители стали останутся на голодном пайке. Цены же в ближайшие несколько недель, скорее всего, продолжат медленный спуск. Резко понизить их металлурги не могут, поскольку при дороговизне сырья это сделает их убыточными, но и эффективно противостоять давлению потребителей они, скорее всего, будут не в состоянии.
|