Восточноазиатский рынок плоского проката уже больше трех месяцев находится в депрессивном состоянии. Металлургические компании регулярно жалуются на недостаточный спрос, цены ползут вниз, а ожидания участников рынка остаются стабильно пессимистическими.
Пожалуй, на самом деле говорить о недостаточном объеме потребления стальной продукции в регионе не совсем корректно. Да, безусловно, Япония до сих пор не оправилась от удара, нанесенного землетрясением 11 марта, автомобильная промышленность еще полностью не восстановилась, в экономике Вьетнама, одного из крупнейших импортеров стали на Дальнем Востоке, наблюдаются кризисные явления, а Корея и Тайвань переживают спад, вызванный сокращением спроса на их продукцию на потребительском рынке США и Европы. Тем не менее, по сравнению, например, с Европой или Ближним Востоком ситуация в Восточной Азии выглядит относительно благополучной.
Проблема региональных металлургов заключается не в недостатке спроса, а в избытке предложения. Особенно ярко это проявляется в Корее, где в прошлом году произошло значительное расширение сталеплавильных и прокатных мощностей. В частности, объем выпуска судостроительной толстолистовой стали увеличился на 5 млн. т, до 12,8 млн. т в год. Несмотря на подъем в национальной судостроительной отрасли она не в состоянии «переварить» это количество продукции, в результате чего корейские компании стараются отправить ее излишки на экспорт. Однако с той же проблемой сталкиваются производители толстого листа из Японии и Китая, традиционно ориентирующиеся на корейский рынок. В результате стоимость данной продукции в регионе сократилась до около $770-780 за т CFR по сравнению с почти $900 за т CFR в марте текущего года.
Аналогичная картина и на региональном рынке горячекатаных рулонов. Корея в первом полугодии текущего года увеличила экспорт данной продукции почти на 50%, до около 2,5 млн. т. При этом, свои позиции на региональном рынке стремятся сохранить конкуренты из Японии, Китая, Тайваня. В конце июля спотовые цены на горячий прокат из этих стран уменьшились до около $680-700 за т FOB, а контракты на август были заключены японскими и корейскими производителями из расчета $700-730 за т CFR при поставках в страны Персидского залива и Латинской Америки. Индонезийская Krakatau Steel вследствие высокой конкуренции из-за рубежа снизила внутренние котировки на горячий прокат до самого низкого уровня за последние три года.
До $730-750 за т FOB упали региональные цены на холоднокатаные рулоны, спрос на которые сократился в наибольшей степени из-за кризиса в автомобилестроении. Некоторые производители заявляют, что вынуждены продавать холодный прокат ниже себестоимости, причем, его не хотят брать. Во второй половине июля большинство потребителей этой продукции заявляли о наличии, по меньшей мере, двухмесячных запасов.
Тем не менее, региональные металлурги заявляют, что уже видят свет в конце туннеля. По их мнению, депрессия на восточноазиатском рынке плоского проката продлится до середины августа, но затем спрос начнет восстанавливаться. Основные надежды связываются с автомобильной промышленностью, которая осенью должна вернуться на плановый режим, а также с оживлением рынка бытовой техники в конце года. Кроме того, потребители и дистрибуторы, летом старавшиеся поддерживать запасы на минимальном уровне, с приближением осени, как ожидаются, станут их увеличивать, воспользовавшись возможностью закупиться относительно дешевой продукцией.
Помимо этого, некоторые компании в июле сократили объем выпуска и намерены продолжать эту политику в августе. Прежде всего, это относится к производителям толстолистовой стали в Корее. Да и в Китае, по данным национальной металлургической ассоциации CISA, в первую декаду июля объем выплавки стали уменьшился более чем на 3% по сравнению с аналогичным периодом месячной давности.
В целом в Китае рыночная ситуация более благоприятна, чем в других странах Восточной Азии. Внутренние цены в последние несколько недель медленно приподнимаются, в первую очередь, благодаря подъему в строительной отрасли. Во второй половине июля возросли и экспортные котировки. Стоимость горяче- и холоднокатаных рулонов за последние две недели прибавила около $10-20 за т, дойдя до $690-710 и $740-750 за т FOB соответственно. В конце месяца подорожала до $700-710 за т FOB и коммерческая толстолистовая сталь. Ряд производителей этой продукции останавливают в августе свои мощности для проведения ремонтов и приостанавливают экспортные операции.
Нынешняя уступчивость восточноазиатских металлургов объясняется, в основном, тем, что они пока так и не смогли заключить контракты на поставку большей части своей продукции в августе, а некоторые производители имеют непроданные июльские остатки. Но на сентябрь дальневосточные сталелитейные компании, очевидно, попытаются предложить более высокие цены.
|